Вторник
17.06.2025
12:37
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Этнокультурные ресурсы Хабаровского края

с. Сикачи-Алян

Сикачи-Алян – это одно из всемирно известных (наряду с Кондоном) нанайских сел на территории Хабаровского муниципального района. Оно является центром сохранения этнокультурных ресурсов и регионального туризма. По данным на 1 января 2016 года в селе проживает 275 чел., 90% из которых нанайцы. Это село является центром сохранения национального быта, обычаев и культуры. С этой целью жители села проводят мероприятия, такие как: Бубен дружбы, День рыбака, Живая нить времён, день села Андана. На таких праздниках у жителей села есть возможность продемонстрировать свою национальную одежду и культуру, приготовление еды, изготовление сувениров, что позволяет передавать своё этнокультурное наследие из поколения в поколение.

Нанайское село Сикачи-Алян не обходят и общие проблемы коренных малочисленных этносов Дальнего Востока: всё реже проходят национальные праздники из-за нехватки средств на их проведение, дефицит жилья и, как следствие, высокий процент безработицы и недостаток специалистов. Но про Сикачи-Алян государство не забывает. На 66-годовщину образования Хабаровского края в 2004 г. были построены социально-культурный центр в виде комплексного здания, в котором располагается администрация, этнографический музей, школа, детский сад на 40 мест, клуб с большим зрительным залом, небольшой спортивный зал, школьные мастерские, библиотека и фельдшерский пункт.

Очень привлекательными местами для туристов являются петроглифы, расположенные на берегу реки Амур, и Этнографический музей. По словам работника филиала Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова Оненко Светланы Николаевны, на экскурсии приезжают туристы из разных стран: китайцы, японцы, корейцы, датчане, французы, корейцы, а также англичане, голландцы, бразильцы и австралийцы. С удовольствием посещают этот нанайский посёлок жители различных сел и городов России, особенно исследователи науки этнографии и истории. В этнографическом музее находятся уникальные материальные артефакты, которые многое могут рассказать о нанайском народе.

Рисунок 1 – Социально-культурный центр с. Сикачи-Алян

Работа Национального этнографического музея напрямую связана с развитием школы. Причиной является индивидуальный подход к образовательному процессу. В школе внедрено несколько образовательных программ по изучению нанайского культурного наследия. Одна из них это «Мир Сикачи-Алян», в которой предоставляется возможность узнать подробности истории своего родного села, воспитать в себе бережное отношение к природе и творческому наследию своего народа, увидеть связь истории и культуры всего мира. Задачами программы, утвержденной в 2015 г., являются: воспитание чувства патриотизма и любви к своей «малой» Родине, обучение исследовательской деятельности, ознакомление с разнообразными жанрами народного фольклора, расширение кругозора и углубление знания по истории, географии, биологии, этнографии и археологии. В программе развития школы, утвержденной в 2015 г., целью и задачами образовательного учреждения были определены следующие:

  • создание современной сельской школы, обеспечивающей её выпускникам конкурентоспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества;
  • модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
  • создание в рамках школьного открытого информационного образовательного пространства;
  • создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
  • внедрение технологий здоровье-сбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Школа пытается бороться за сохранение своих этнокультурных ресурсов с помощью внеклассных занятий и кружков, таких как: «Делай сами своими руками», «Юный краевед», «Айсима – золотой», «Кукольный театр», «Национальные виды спорта», «Школа танцев», «Работа с берестой и плетение из лозы». Здесь дети учатся, к примеру, изготовливать национальные сувениры, шить одежду, заниматься проектной и исследовательской деятельностью, учатся национальным танцам. В школе и детском саду педагоги дают уроки нанайского, русского и английского языков. Соответственно, дети с малых лет говорят на нанайском языке, что позволяет его распространять среди младшего поколения. Также в Центре досуга выступают со своими номерами фольклорные группы «Айсима» и «Биалтан».

Рисунок 2 – Выставка ручной работы на продажу

Давно нет уже богатого рыболовецкого колхоза «Красный путь», мастерской по пошиву национальной обуви. К сожалению, об умелых рыбаках и охотниках остались только легенды. В Сикачи-Аляне, как и во многих деревнях Хабаровского края, присутствует такое явление, как безработица. Люди выживают, кто, как может: женщины работают в администрации села, детском саду, школе, библиотеке, центре досуга, музее, а мужчины уезжают на рыбную путину в мае и приезжают в октябре, уезжают в близлежащие воинские части. Большинство жителей подвержены проблеме пьянства. Многие изготавливают амулеты, которые, как нанайцы верят, что помогают при болях в суставах, от недугов желудка, на удачу. Национальную обувь, предметы быта и культуры продают туристам, зарабатывая при этом себе на жизнь. Но жители села ни в коем случае не сдаются, а прилагают свои  усилия, чтобы возрождать свои традиции и обычаи.

Сенсационным местом села Сикачи-Алян являются петроглифы, которые считаются уникальными памятниками древнейшего монументального искусства на территории Хабаровского края. Они расположены в шести пунктах вдоль правого берега Амура. Петроглифы известны в мировой науке с конца XIX в. В их изучение внесли свой вклад Палладий Кафаров, В.К. Арсеньев, Н.Г. Харламов, А.М. Золотарев, Б. Лауфер. Большое значение имеют исследования академика А.П. Окладникова. В его книге «Петроглифы Нижнего Амура» собрана самая полная коллекция наскальных изображений Нижнего Амура. Им придают особое значение в социально-культурном центре Сикачи-Аляна. Внутри, на стенах здания, на первом этаже представлены нарисованные петроглифы. Считалось, что с их помощью человек может перевоплотиться в духа в виде масок лосей, птиц, лодок, змей, связанных с культами древности.

 

Рисунок 3 – Петроглифы на берегу Амура

Рисунок 4 – Стена социально-культурного центра

В комплексном здании, где находится школа, располагается центр этнокультурных ресурсов в селе Сикачи-Алян «Национальный этнографический музей». Все музейные артефакты можно разделить на несколько групп:

  • жилища, средства передвижения и орудия труда нанайцев;
  • нанайская одежда;
  • посуда и утварь;
  • предметы религиозного культа нанайцев.

К первой группе предметов относится макет домов, которые строили в 50-х гг. Окна этого дома были из желчного пузыря рыбы, от печки шёл от стен двухметровый дымоход, называемый «кана», на котором спали, ели, мебели практически  не было, кроме стола с короткими ножками. Кормили сначала мужчин, так как они являлись добытчиками, потом детей, а что оставалось, доедали женщины.

 

Рисунок 5 – Макет домов в 50-е гг.

 

Для новорожденных детей к потолку дома вешали люльку и игрушками, сделанными костей и зубов рыбы, с целью отогнать злых духов. Что примечательно, женщины шили кукол без лица. Мальчики с малых лет учили изготавливать из бересты лодки, которыми и играли в детстве.

Рисунок 6 – Люлька для новорожденного

Рисунок 7 – Игрушки из костей рыб

Рисунок 8 – Игрушки для мальчиков

Средством передвижения зимой охотники использовали лыжи, которые с оборотной стороны были обиты короткошерстной шкурой оленя или лося. Нарты использовали для рыбалки и охоты, запрягая в них собак, которые являлись самым главным животным. Если нанаец переправлялся через речку по тонкому льду и проваливался, то в первую очередь он спасал собаку, а потом уже жену. Копья применяли при охоте на животных. Но медведя и тигра убивали только в исключительных случаях, предварительно попросив у духов одобрения и соблюдая все установленные ритуалы. Ведь это было божество в образе медведя и он, позволяя убить, приносил себя в жертву. Нанайцы не устраивали медвежьего праздника, как ульчи. У них существовало строго ритуальное поедание медведя, который был убит по его желанию.

Стрелы применяли, в основном, для охоты на сохатого. Устраивали засады возле водопоя или делали ловушки в виде ямы на тропах, или загоняли в загон из толстых жердей, затем отстреливали. Небольшого пушного зверя ловили при помощи силков, белке опытные стрелки попадали в глаз, чтобы не повредить шкуру. На промысловую охоту уходили в тайгу на всю зиму.

Рисунок 9 – Приспособления для охоты и рыбалки

В музее имеются нанайские одежда и украшения, которые себе шили женщины сами. Девочек в 5-6 лет родители учили вышивать, если не получалось они распарывали до тех пор, пока не получится аккуратно и красиво. Поэтому девушка, которая достигла возраста, чтобы выйти замуж могла сама себе сшить свадебный халат. Вся одежда орнаментировалась вплоть до нижнего белья.

Рисунок 10 – Нанайская одежда и головной убор

Для приготовления пищи и её хранения у нанайцев имелась специальная разнообразная утварь. Пищу готовили в больших чугунных котлах. Они были выделаны в верхней части очагов канов. Сверху котел закрывался крышкой тункэ, сделанной из двух половинок или из одного целого круга. Сколько имелось в доме очагов, столько и котлов. В больших домах в одном котле варилась обычно пища для людей, в другом – пища для собак и свиней.

Рисунок 11 – Котел для приготовления пищи

 

Значительная часть утвари у нанайцев была изготовлена из глины или фарфора. Лопатин писал: «Следующей весьма распространенной посудой являются фарфоровые чашки. Почти всюду они вытесняют или даже вытесняли берестовые чашки и в настоящее время их надо считать неотъемлемой принадлежностью гольдской кухни.

Рисунок 12 – Фарфоровая посуда

Сэвэны являлись членами семей, их кормили, намазывали жиром, кашей и наливали водки. Могуществом шамана являлись птицы. Во время камлания шаман впадал в транс, душа его выходила из тела, эта птица помогала попасть в потусторонний мир и вернуться оттуда. Зеркала одевались на грудь для того, чтобы отражать злых духов. Чтобы вызывать духов, шаман использовал овальный бубен, сделанный из кожи дикой козы, надевал пояс во время танца.

Рисунок 13 – Фигурка сэвэна

Рисунок 14 – Зеркала шамана

Рисунок 15 – Бубен шамана

Таким образом, проанализировав современную ситуацию в нанайском селе Сикачи-Алян, мы заметили, что по сей день существуют проблемы сохранения и возрождения традиционной культуры коренных малочисленных народов. Их решению способствует деятельность местной школы и этнографического музея. Это село является центром регионального туризма и имеет всемирное значение, так как в нем сохранились уникальные материальные артефакты, которые не везде можно найти. Следовательно, мы, как пришлый народ, должны уважать аборигенное население и его традиции, помогать в сохранении их национальной культуры и быта.